Пункт коррекционно-педагогической помощи

Учителя-дефектологи
пункта коррекционно-педагогической помощи:

            Степанова Нина Владимировна – учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория – осуществляет коррекционно-педагогическую  помощь на уровне дошкольного образования, первой ступени общего среднего образования.

            Бородкина Наталья Николаевна – учитель-дефектолог, вторая квалификационная категория – осуществляет коррекционно-педагогическую помощь на уровне дошкольного образования, первой ступени общего среднего образования.

 ГРАФИК РАБОТЫ
пункта коррекционно-педагогической помощи 
государственного учреждения образования «Средняя школа № 44 г. Могилёва»
на 2023/2024 учебный год

Учитель-дефектолог Степанова Нина Владимировна

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

11.00-15.00

11.00-15.00

11.00-15.00

11.00-15.00

11.00-15.00

 

Консультирование:

15.00

(3-ий вторник)

     

 

Учитель-дефектолог Бородкина Наталья Николаевна

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

12.00-15.00

13.00-18.30

11.00-15.00

13.00-18.30

10.30-12.30

 

Консультирование:

18.30 (2-ой, 4-ый вторник)

     

 

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

         Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является выявление,  организация и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся и воспитанникам, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программой дошкольного и первой ступени  школьного образования.

         Задачами пункта являются:

         - изучать  особенности психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

          - формировать общие способности к обучению с целью выполнения воспитанниками и обучающимися образовательных стандартов дошкольного и первой ступени школьного образования;

          - повышать уровень интеллектуального развития воспитанников и обучающихся за счет развития и коррекции высших психических функций;

          - разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития детей с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития;

          - консультировать законных представителей обучающихся  и педагогов учреждения образования  по вопросам индивидуального обучения и воспитания.

 Показания к зачислению в ПКПП

         В зависимости от характера нарушения в ПКПП зачисляют воспитанников и учащихся со следующими нарушениями:

- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия);

- фонетико-фонематическое  недоразвитие речи (дислалия, стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия);

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи неосложненный вариант общего недоразвития речи и осложненный вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);

- нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, тахилалия);

- нарушения психического развития (трудности в обучении).

         Согласно Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2017 зачисление учащихся в ПКПП осуществляется на основании:

  1. Заключения Могилевского городского (или областного) ЦКРОиР.
  2. Заявления законных представителей.
  3. Приказа директора УО “О зачислении в пункт коррекционно-педагогической помощи.

         На базе Могилёвского городского ЦКРОиР (http:// ckro.of.by) с согласия и в присутствии законных представителей проводится психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития. 


         Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

  1. Выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) – от педиатра.
  2. Медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) – от психиатра.
  3. Педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается ребенок.
  4. Образцы письменных работ по языку и математике – для школьников, образцы творческих работ (рисунок) – для дошкольников.
  5. Заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР).
  6. Копия свидетельства об инвалидности (если ребенок-инвалид).
  7. Копия заключения ВКК (если ребенок нуждается в обучении на дому).

         Консультирование детей с особенностями психофизического развития и их законных представителей на базе Могилевского городского ЦКРОиР: – пятница 15.00-17.00

         По вопросам проведения психолого-медико-педагогического обследования детей, консультативной помощи Вы можете обратиться к специалистам ЦКРОиР по телефонам: 74-24-96, 74-40-45. Адрес: г. Могилев, Днепровский б-р, 16.

         Информация о графике работы ЦКРОиР можно получить на сайте  www. ckro.of.by


Логопедический словарь терминов

         Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

         Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

         Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

         Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

         Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

         Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

         Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

         Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

         Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

         Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

         Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.


Почему ребенок молчит?

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина?

Проведенные исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости  от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.

Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают  достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика «Сделай вот так!» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются  изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются  только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания  речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: драть каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно). С 7 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки»

Одна из возможных причин задержки в развитии речи – неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет с ними, повертев, откладывает в сторону. У такого ребенка острое желание – подойти к взрослому, прижаться к нему, стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому, что ребенок растет  безынициативным, несамостоятельным, молчаливым, замкнутым.

 Задержка развития речи возможна еще по одной причине. К концу первого года жизни – началу второго в словарном запасе ребенка есть несколько слов, очень своеобразных по своему значению и звучанию (аморфные слова-корни). Подобные слова могут надолго сохраниться в словаре и задержать возникновение полноценных слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу – произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации слово. А значит, ребенок не развивает свои речевые возможности.

Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону. Так, если  ребенок  в возрасте до полутора лет начинает говорить правильными предложениями, использует недетские слова, родители бывают в восторге и демонстрируют своим знакомым его необыкновенные способности. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется  с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от излишних впечатлений, в том числе и речевых.

поделиться в: